Cайт Скавронской Ольги Александровны

Каталог файлов

Комплексный анализ текста 11 класс ("Русский язык" 2012 № 4)

Текст 13

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

 (1) После двухдневной героической обороны Смоленска войсками Раевского, Неверовского и Дохтурова русская армия, оставив город, отступала по старой Смоленской дороге... (2) 17 августа батальон Дениса Давыдова, особенно отличившийся в делах под Катанью и Дорогобужем, стоял близ Царева Займища. (3) Сюда на рассвете прибыл новый главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов, только что пожалованный титулом светлейшего князя.

(4) Войско встречало его с неописуемым восторгом. (5) И Денис, в тот день увидевший прославленного русского полководца, вполне разделял общие чувства. (6) Кутузов в сюртуке без эполет, в белой фуражке, с шарфом через плечо и с нагайкой через другое ехал на гнедом иноходце.

(7) Массивная фигура Кутузова, крупные черты лица, пухлые щеки, мягкий голос и добродушная улыбка создавали благоприятное впечатление. (8) Главнокомандующего сопровождала большая свита. (9) Денис разглядел среди свитских господ и пасмурного Барклая, и долговязого Беннигсена, назначенного начальником главного штаба, и Ермолова, и Раевского, но особенно бросилось в глаза довольное лицо Багратиона, ехавшего на белой лошади несколько впереди других. (10) Запретив выстраивать войска, Кутузов стал осматривать их на марше. (11) Подъехав к одному из пехотных полков, он неожиданно остановился. (12) Солдаты засуетились, начали вытягиваться, чиститься, строиться. (13) Кутузов слегка поморщился, махнул рукой.

(14) – Не надо, ничего этого не надо, – сказал он. (15) – Я приехал только посмотреть, здоровы ли мои дети? (16) Солдату в походе не о щегольстве думать, ему надо отдыхать после трудов и готовиться к победе.

(17) Заметив, что растянувшийся на дороге обоз какого-то генерала мешает проходить пехоте, Кутузов подозвал одного из своих адъютантов и приказал:

(18) – Отведи, голубчик, эти экипажи в сторонку. (19) Солдату каждый шаг дорог, скорей до места дойдет – больше отдохнет. (20) О солдате более всего попечение иметь надлежит!

(21) Когда же обоз освободил дорогу, а следовавший за ним полк егерей в стройных рядах и боевом порядке приблизился к главнокомандующему, он, сняв фуражку и приветливо помахав войскам, воскликнул:

(22) – Как с такими молодцами отступать да отступать!

(23) Слова главнокомандующего стали передаваться из уст в уста...

(24) – Приехал Кутузов бить французов! – эта крылатая солдатская фраза быстро облетела войска. (25) И дымные поля биваков, как отмечают очевидцы, огласились песнями и музыкой, чего давно уже не бывало.

(Н.Задонский. Денис Давыдов)

I вариант

1. Укажите средство связи между предл. 24 и 25:

а) вводная конструкция; б) синонимы; в) частицы; г) союз.

2. Выпишите из предл. 5 слово, в котором звуков больше, чем букв.

3. Какое слово является синонимом к словунеописуемый (предл. 4):

а) неодолимый; б) безмерный; в) интенсивный; г) ощутимый.

4. Слово иноходец (предл. 6) образовано от существительного иноходь со значением «способ бега лошади, при котором одновременно выносится вперед или обе правые ноги, или обе левые». Используя данное значение, дайте толкование слову иноходец.

5. Укажите, от какого слова и каким способом образовано существительное впечатление

(предл. 7).

6. Какой частью речи является слово главнокомандующий (предл. 3)?

7. Из предл. 9 выпишите страдательное причастие.

8. Среди предл. 21–25 найдите такое, в котором есть вводная конструкция.

9. Среди предл. 14–20 найдите такое, в котором есть обращение. Напишите его номер.

10. Из предл. 18–20 выпишите словосочетания с типом связи согласование.

11. Из предл. 3 выпишите приложение.

12. Из предл. 10 выпишите грамматическую основу. Укажите тип сказуемого.

13. Сколько грамматических основ в предл. 15?

14. Среди предл. 5–9 найдите такое, в котором есть однородные подлежащие.

15. Укажите правильную характеристику предл. 6:

а) простое, осложненное обособл. дополнениями;

б) простое, осложненное обособл. определениями;

в) простое, осложненное однородными определениями

г) простое, осложненное однородными дополнениями.

16. Замените в предл. 5 причастный оборот придаточной частью. Составьте схему сложного предложения. Укажите тип придаточной части.

17. Из предл. 4–6 выпишите слова с непроизносимой согласной в корне.

18. Из предл. 7–9 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости/глухости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

19. В приведенных ниже предл. из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах.

Денис разглядел среди свитских господ и пасмурного Барклая, (1) и долговязого Беннигсена, (2) назначенного начальником главного штаба, (3) и Ермолова, (5) и Раевского, (6) но особенно бросилось в глаза довольное лицо Багратиона,(7) ехавшего на белой лошади несколько впереди  других. Запретив выстраивать войска, (8) Кутузов стал осматривать их на марше. Подъехав к одному из пехотных полков, (9) он неожиданно остановился.

20. Укажите средство связи между предл. 4 и 5:   а) имя собственное; б) союз; в) указательное местоимение; г) слова одной тематической группы.

II вариант

20. Из предл. 9 выпишите слова, в которых происходит оглушение звонких согласных.

21. Из предл. 6 выпишите устаревшие слова. Каким термином называют такие слова?

22. Определите лексическое значение слова гнедой (предл. 6):

а) красновато-рыжий с черным хвостом и гривой;

б) красновато-рыжий с белым хвостом и гривой;

в) белый с черным хвостом и гривой;

г) черный с белым хвостом и гривой.

23. Из предл. 17 выпишите слова, образованные приставочным способом.

24. Укажите, от какого слова и каким способом образовано слово неожиданно (предл. 11).

25. Из предл. 14–16 выпишите все частицы.Повторяющиеся частицы не указывайте.

26. Укажите, какой частью речи и каким членом предл. является слово надо (предл. 16).

27. Укажите, какую синтаксическую роль выполняет инфинитив в предл. 24.

28. Среди предл. 7–9 найдите такие, в которых есть несогласованные определения.

29 Выпишите из предл. 3 словосочетание с типом связи примыкание.

30 Выпишите грамматическую основу из предл. 23. Укажите тип сказуемого.

31 Определите тип сказуемого в придаточной  части предл. 17.

 

32Укажите правильную характеристику  предл. 15:

а) сложное бессоюзное; б) СПП с придаточным изъяснительным; в) СПП с придаточным

определительным; г) СПП с придаточным цели.

 

33 Укажите правильную характеристику предл. 21:

а) СПП с однородными придаточными времени;

б) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью;

в) сложное с союзной подчинительной и сочинительной связью;

г) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

34 Замените в предложении 5 причастный оборот придаточной частью. Составьте схему

сложного предложения. Укажите тип придаточной части.

 

35Укажите правильное объяснение постановки тире в предл. 19:

а) тире между частями бессоюзного сложного предложения;

б) тире между подлежащим и сказуемым;

в) тире в неполном предложении;

г) тире при прямой речи.

 

Скачать (254.5 Kb) 07.10.2012, 12:32

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 593