Cайт Скавронской Ольги Александровны

Каталог файлов

Комплексный анализ текста ( по Ч.Айтматову)

Текст № 7

1.Недавно одна из таких вылазок с отлучкой от логова на целый день и ночь чуть было не кончилась для волков неожиданной бедой.

2.В  то  раннее  утро  Акбара  повела свой  выводок  на  дальнюю  окраину Моюнкумской  саванны, где на  степных  просторах, особенно по глухим падям и буеракам,  произрастали  стеблевые травы с тягучим, ни на  что  не  похожим, привораживающим  запахом.  3.Если долго бродить среди  того высокого травостоя, вдыхая  пыльцу, то  вначале  наступает ощущение  необыкновенной  легкости  в движениях,  чувство  приятного  скольжения  над  землей, азатем появляется вялость  в ногах и  сонливость.  4.Акбара  помнила эти места  еще  с  детства и наведывалась сюда  раз в году в пору цветения дурман-травы.  5.Охотясь по  пути на мелкую стенную живность,  она любила слегка  попьянеть  в больших травах, поваляться в жарком настое  травяного  духа, почувствовать парение  в беге и потом заснуть.

6.В  этот раз  они  с  Ташчайнаром были  уже не одни:  за  ними следовали волчата - трое  нескладно длинноногих щенков.  7.Молодняку надлежало как  можно больше узнавать в походах окрестности, осваивать сызмальства будущие  волчьи владения.  8.Пахучие луга, куда вела на ознакомление волчица, были на краю тех владений,  дальше простирался чужой мир, там могли встретиться люди, оттуда, с  той неоглядной стороны, доносились порой протяжно завывающие, как осенние ветры, паровозные гудки, то  был  враждебный волкам мир.  9.Туда, на этот  край саванны, шли они, ведомые Акбарой.10.За  Акбарой  трусил  Ташчайнар,  а  волчата резво  носились  от избытка энергии  и все норовили выскочить  вперед,  но  волчица-мать  не  давала  им своевольничать  - она строго следила,  чтобы никто не смел ступать на  тропу впереди нее.

11.Места шли вначале песчаные -  в зарослях  саксаула и пустынной  полыни, солнце  всходило все выше, обещая, как  всегда, ясную, жаркую  погоду.  12.Уже к вечеру волчье  семейство  прибыло  к краю  саванны.   13.Прибыло в  самый раз  - засветло.  14.Травы в этом году были высоки - почти по  холку  взрослым волкам.  15.Нагревшись за день на жарком солнце, невзрачные соцветья на мохнатыхстеблях источали  сильный запах,  особенно в местах сплошных  зарослей густ был этот дух.  16.Здесь, в небольшом  овражке, волки сделали привал после  долгого  пути.  17.Неугомонные волчата не столько отдыхали, сколько бегали вокруг, принюхиваясь и присматриваясь ко всему, что привлекало их любопытство.  18.Возможно,  волчье семейство  осталось бы здесь на всю ночь, благо  звери были сыты и напоены - по путиудалось схватить несколько жирных сурков да зайцев и  разорить много всяких гнезд, жажду же утолили в родничке на дне попутного оврага, - но одно чрезвычайное происшествие заставило их срочно покинуть это место и повернуть восвояси, к логову в глубине саванны. 19.Уходили всю ночь.

20.А  случилось  то,  что  уже  на  закате,  когда   Акбара  и  Ташчайнар, захмелевшие от  запахов дурман-травы, растянулись в тени кустов,  неподалеку вдруг раздался человеческий голос.  21.Прежде человека увидели волчата, игравшие наверху  овражка.  22.Звереныши не  подозревали да и  не могли предполагать, что неожиданно появившееся здесь существо - человек.  23.Волчата  вначале  притаились,  недоумевая  ипобаиваясь, - такого они никогда не видели.  24. А человек все бегал и  бегал потравам,  как  сумасшедший. 25. Волчата  осмелели,  любопытство  взяло  верх, имзахотелось  затеять игру с этим странным, бегающим как заводной, невиданным,голокожим  двуногим зверем.Ч.айтматов «Плаха»

Текст № 7  

Словообразование

1.Укажите способ образования слова НЕДАВНО (предложение 1).

2.Укажите способ образования слова ВЫВОДОК  (предложение 2).

3.Укажите способ образования слова ВНАЧАЛЕ (предложение 3).

4. Укажите способ образования слова ЦВЕТЕНИЯ (предложение 4).

5.Укажите способ образования слова ДЛИННОНОГИХ  (предложение 6).

6. Укажите способ образования слова ИЗБЫТКА  (предложение 10).

7. Из предложения  13  выпишите слово, образованное приставочным способом.

8.Из предложения 9  выпишите слово, образованное  суффиксальным  способом.

9. Из предложения  21  выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным  способом.

10. Из предложения  25  выпишите слова, образованные сложением.

Морфология

11. Из предложения 1 выпишите указательное местоимение.

12. Из предложения 2 выпишите частицы.

13. Из предложения 3 выпишите наречия.

14. Из предложений 4-6  выпишите деепричастия.

15. Из предложений 7-9  выпишите действительное причастие.

16. Из предложений 11-15 выпишите  наречие в сравнительной степени.

17. Из предложений 17-19  выпишите краткое прилагательное.

18. Из предложений 22-25  выпишите указательное местоимение.

Синтаксис

19. Определите тип связи слов в словосочетании  В ТО УТРО   (предложение 2  ).

20. Определите тип связи слов в словосочетании    ДОЛГО БРОДИТЬ (предложение  3 ).

21. Определите тип связи слов в словосочетании  В ПОРУ ЦВЕТЕНИЯ   (предложение 4  ).

22. Определите тип связи слов в словосочетании   ТУДА ШЛИ  (предложение  19 ).

23. Из предложения  9 выпишите словосочетание со связью  СОГЛАСОВАНИЕ.

24. Из предложения  13 выпишите словосочетание со связью  СОГЛАСОВАНИЕ.

25. Из предложения  23  выпишите словосочетание со связью   УПРАВЛЕНИЕ.

26. Среди предложений   1-4  найдите предложение с обособленным   обстоятельством.

27. Среди предложений   9-12  найдите предложение с обособленным  уточняющим обстоятельством.

28. Среди предложений   16-18  найдите предложение с обособленным  обстоятельством.

29. Среди предложений   21-24  найдите предложение с обособленным  определением.

30. Среди предложений   6-9  найдите предложение с обособленным  сравнительным оборотом.

31. Среди предложений   2-5  найдите сложное  предложение, в состав которого входит односоставное безличное.

32. Среди предложений   8-10  найдите сложное  предложение с разными видами связи.

33. Среди предложений   6-9  найдите  простое безличное предложение.

34. Среди предложений   16-19   найдите  простое неопределенно-личное предложение.

35. Среди предложений   5-8  найдите  простые предложения.

36. Среди предложений   2-6  найдите  сложноподчиненное предложение с придаточным условия.

37. Среди предложений   7-10   найдите  сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

38. Среди предложений   19-25  найдите  сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением.

39. Среди предложений  2-5  найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения.

40. Среди предложений  6-9  найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью контекстного синонима.

41. Среди предложений  11-15  найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора.

42. Среди предложений  20-24  найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью контекстного синонима.

 

Текст № 8

1.Должно быть, в  тот час с  той непомерной  высоты им были как на ладонивидны волк,  волчица и  трое  волчат, расположившиеся  на  небольшом бугоркесреди разбросанных кустов тамариска и золотистой поросли чия.  2.Дружно высунувязыки  от  жары,  волчье  семейство  отдыхало  на  том  пригорке,  вовсе  непредполагая, что является  объектом  наблюдения поднебесных  птиц.  3.Ташчайнарполулежал в своей любимой позе - скрестив лапы впереди, приподняв голову,  -он выделялся  среди  всех мощным  загривком и мосластостью,  тяжеловесностьютелосложения. 4.Рядом, подобрав под себя толстый  куцый  хвост, чем-то похожаяна  застывшую  скульптуру,  сидела  молодая волчица Акбара.   5.Волчица  прочноупиралась  перед  собой  прямыми  сухожильными ногами.  6.Ее белеющая грудь  ивпалое брюхо с торчащими,  но уже утратившими припухлость сосцами в два рядаподчеркивали поджарость и  силу бедер  волчицы.  7.А волчата, тройня, крутилисьподле.  8.Их  непоседливость, приставучесть и  игривость вовсе  не  раздражалиродителей.  9.И волк и волчица взирали на них  с явным попустительством: пусть,мол, резвятся себе...

10.А  коршуны  все   летали  в  поднебесье  и   все  так  же  хладнокровнопросматривали,  что   делалось  внизу   в  Моюнкумах  при  закатном  солнце.  11.Неподалеку от волков с волчатами, немного  в стороне,  втамарисковых рощах,паслись сайгаки.  12.Их было немало.  13.Довольно большое стадо паслось почти рядом,разбредясь  в  тамарисках,  на  некотором  удалении  от  другого, еще  болеемногочисленного скопления.  14.Еслибыкоршунов интересовали степные  антилопы,они бы,  обозревая саванну, тянущуюся на десятки километров в ту  и в другуюсторону, убедились,  что сайгакам несть  числа - их сотни и тысячи,  ибо ониискони  изобиловали  в  этом   благодатном  для  них  полупустынном  ареале.  15.Пережидая вечерний зной, сайгаки  по ночам  шли  на водопой к столь редким идалеким  источникам  влаги  в  саванне.  16.Отдельные группы уже сейчас,  быстронабирая ход,  потянулись  в  ту  сторону.  17.Им  надлежало  преодолеть  большиерасстояния.

18.Одно из стад следовало  так близко от пригорка,  где находились  волки,что тем явственно  были  видны сквозь призрачно  освещенный травостой чия ихбыстро скользящие  бока и  спины,  приспущенные головы  самцов с  небольшимирожками.  19.Они  всегда движутся  с  опущенной  головой,  чтобы  не испытыватьлишнего сопротивления воздуха, ибо  в любой  момент готовы  рвануться бегом.  20.Так устроила  их  природа в ходе  эволюции,  и  в том  главное  преимуществосайгаков, спасавшихся  от любой опасности бегством.  21.Даже если они  ничем невстревожены, сайгаки обычно идут размеренным галопом, неутомимо и неуклонно,не  уступая пути никому, кроме волков, поскольку их, антилоп,  множество и вэтом уже их сила...

22.Сейчас   они  следовали  мимо  семейства   Акбары,   скрытого  кустами,галопирующей  массой,  поднимая  за собой ветер,  пронизанный  духом стада ипылью  из-под  копыт.   23.Волчата  на   пригорке   заволновались,  инстинктивновзбудоражились.   24.Все трое напряженно принюхивались к воздуху  и, не  понимаяеще, в  чем  дело, порывались бежать  в  ту сторону, откуда  доносился  этотволнующий стадный  дух..  

 

 

Ч.Айтматов

Словообразование

1.Укажите способ образования слова ЗАГРИВКОМ  (предложение 3).

2.Укажите способ образования слова ПОДЖАРОСТЬ  (предложение 6).

3.Укажите способ образования слова  ПОДНЕБЕСЬЕ  (предложение 10).

4. Укажите способ образования слова ПЕРЕЖИДАЯ  (предложение 15).

5.Укажите способ образования слова ПРЕОДОЛЕТЬ   (предложение 17).

6. Из предложения  16  выпишите слово, образованное приставочным способом.

7.Из предложения 21  выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным  способом.

8. Из предложения  23  выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным  способом.

9. Из предложения  24  выпишите слово, образованное приставочным способом.

10. Из предложения  11  выпишите слово, образованное приставочным способом.

Морфология

11. Из предложений 5-6  выпишите возвратное  местоимение.

12.Из предложений 2-3  выпишите определительное местоимение.

13.Из предложений 10-14 выпишите частицы.

14.Из предложений 14-17  выпишите подчинительные союзы.

15.Из предложений 20-21  выпишите отрицательные местоимения.

16.Из предложений 22-24 выпишите  собирательное числительное.

17.Из предложения 18   выпишите действительное причастие.

18.Из предложений 18-19  выпишите определительное  местоимение.

19. Из предложений 22-24   выпишите деепричастие.

20.Из предложения 21  выпишите частицы.

Синтаксис

21.Определите тип связи слов в словосочетании  В ТОТ ЧАС   (предложение 1 ).

22.Определите тип связи слов в словосочетании    ЧЕМ-ТО ПОХОЖАЯ  (предложение  4 ).

23.Определите тип связи слов в словосочетании  ПРОЧНО УПИРАЛАСЬ   (предложение 5 ).

24.Определите тип связи слов в словосочетании   ИЗОБИЛОВАЛИ ИСКОНИ   (предложение  14 ).

25.Из предложения  16  выпишите словосочетание со связью  УПРАВЛЕНИЕ.

26.Из предложения  17 выпишите словосочетание со связью   ПРИМЫКАНИЕ.

27.Среди предложений   1-3  найдите предложение с обособленным   определением.

28.Среди предложений  4-8  найдите предложение с обособленным  обстоятельством.

29.Среди предложений   10-14  найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством.

30.Среди предложений   19-21  найдите предложение с обособленным  определением.

31. Среди предложений   19-22  найдите  сложносочиненное предложение.

32.Среди предложений   10-15   найдите  сложноподчиненное предложение с придаточным условия.

33.Среди предложений   13-17  найдите  сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением и параллельным  подчинением.

34. Среди предложений   16-20  найдите  сложноподчиненное предложение с  параллельным  подчинением.

35.Среди предложений   19-23  найдите  сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением.

36.Среди предложений   18-23  найдите  сложноподчиненное предложение с однородным  подчинением.

37.Среди предложений   21-24   найдите  сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

38.Среди предложений  1-5  найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора.

39.Среди предложений  6-9  найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения.

40.Среди предложений  10-13  найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения.

41.Среди предложений  18-21  найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью частицы и личного местоимения.

42. Среди предложений  22-24  найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью определительного  местоимения

Скачать (47.4 Kb) 12.02.2013, 13:08

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 593