Cайт Скавронской Ольги Александровны

Каталог файлов

Анализ текста (А.Жвалевский, Е.Пастернак "Гимназия № 13"

Текст № 1

1.Природа изд..валась над Антохой Волковым.  2.Солнце майское2.  3.Настроение майское. 4.А на календаре только-только заканчивается март. 5.Конечно, конец третьей четверти – дело хорошее, но это все(таки) не конец четвертой.  6.Антоха пок..сился на окно класса. 7.Математичка Полина Андреевна, как всегда по весне, плотно задернула шторы – смертельно2 б..ялась в..снушек. 8.Полина Андреевна резонно считала, что завучу по восп..тательной работе  (не)гоже выглядеть как старшеклассница2.  9.Но раньше она хотя бы форт..чку открывала в такую жару, а теперь…

10.– Волков! – математичка немедленно2 учу..ла, что Антоха – позор класса и ее головная боль – снова отвлекся. – 11.На улице н..чего интересного! 12.Меня слушай!

13.Тут она врала.  14.Форточки как раз и были закрыты потому, что на улице тв..рилось2 н..что очень интересное.  15.Там в..лили дуб.  16.Судя по раздр..женным голосам рабочих – безуспешно. 17.Очень безуспешно, потому что рабочие спорили страс..но и не выб..рая выр..жения. 18.Сперва2 Полина Андреевна еще пыталась2 стыдить их через окно, они переходили на  (не)внятное б..рмотание, прерываемое2 кашлем бензопилы, – и постепенно снова возвращались2 на повыше…ые тона. 19.Тогда математичка закрыла все форточки. 20.Голоса рабочих потеряли в разборч..вости, но Антоха даже по обрывкам прекрасно понимал, о чем те спорят.

21.Дуб валиться не хотел.  22.Он пл..вать хотел на всех этих людиш..к с пилами – и пл..вал, как и все те столетия, которые тут простоял. 23.Он был тут всегда, пережил две большие войны, уц..лел при строительстве2 школы и, судя по всему, ее тоже собирался пережить.

24.Дуб был местной достопр..мечательностью.  25.Почему школу построили вокруг него, оставалось загадкой.  26.Волков-старший, сам архитектор по образованию, рассказывал, что школу должны были построить немного в другом месте, но там возникли проблемы, а сроки поджимали… 27.В общем, перенесли школу туда, где она и сейчас стоит.  28.Отдельно стоящее 2 дерево тогда не учли, думали, что спилят его – и вся недолга.  29.Не спилили. 30. И теперь не спилят.

         Жвалевский А., Пастернак Е. «Гимназия №13»  Роман-сказка.

 

Задания.

1.      Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограммы, укажите части речи.

2.      Выполните задания.

3.      Замените просторечное слово «врала» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом.

4.      Выпишите из предложений 10-18 фразеологизмы и объясните их значение.

5.      Приведите из текста пример олицетворения.

6.      Укажите количество грамматических основ в предложении  26.

7.      Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: «Как Антоха Волков относится к учительнице?» (Можете предложить свой вариант или прочитать в книге А.Жвалевского и Е.Пастернак «Гимназия № 13»).

 

 

Текст № 2

 

1.Особенно после той драки с д..сятиклассником.

2.Один парнишка2 из параллельного пытался др..знить Севку. 3.Что-то совсем (не)оригинальное.  4.Волков оби..чика даже не бил, взял за ворот, слегка встр..хнул2 и в глаза посмотрел.  5.Он умел так посмотреть, чтобы у человека по..жилки трястись начали.  6.А потом оказалось, что у парнишки и старший брат такой же балбес.  7.После школы подловил Антоху.  8.«Сейчас, – говорит, – я тебя вежливости учить буду».

9.Антоха, может, и не стал бы ле..ть в бутылку.  10.Жизнь научила его отступать перед тупой силой, сохр..няя2 достоинство.  11.Но на сей раз ситуац..я была особая: десятиклассник отловил его на глазах у всего класса.  12.Если бы Антоха сейчас поджал хвост, то все, конец репутац..и. 13.Поэтому он стиснул кулаки так, что но..ти впились в ладони, и попер на бугая. 14.Молча, без обычных «видали мы таких!», «да у меня брат д..сантура!».  15.Просто шел и зверел.  16.В драке это главное.  17.Не техника удара, даже не сила – а вот такое озверение2.

18.Нужно было успеть завести себя очень быстро, чтобы ударить первым.  19.Потом такого шанса могло и не пре..ставиться. 20.Но ударить Антоха не успел.  21.Десятиклассник отчего-то быстро стуш..вался и отступил2 со словами: «Псих, что ли?». 22.Волков сначала2 даже не понял, в чем дело, только разозлился, что нужно делать лишний шаг. 23.Еще один. 24.И еще.  25.А потом стоял и удивленно смотрел на быстро удаляющуюся2 спину. 26.Чтобы выпл..снуть накопленную злость, пр..шлось с рычанием пробежать круг почета под восхищенное улюлюканье одноклассников. 27.Пробежка не помогла, Антоха бросился на дуб и минут пять царапал и бил его – только тогда отпустило…

                   Жвалевский А., Пастернак Е. «Гимназия №13»  Роман-сказка.

Задания.

1.Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограммы, укажите части речи.

2.Выполните задания.

      3.Замените просторечное слово «бугая» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом.

4.Выпишите из предложений 9-16 фразеологизмы и объясните их значение.

5.Приведите из текста пример метафоры.

6.Укажите количество грамматических основ в предложении  26.

7.Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: « Что вы можете сказать о характере Антохи?» (Можете предложить свой вариант или прочитать в книге А.Жвалевского и Е.Пастернак «Гимназия № 13»).

 

 

Текст № 3

 

1.Красав..ца2  Ирочка, педагог-организатор, была известна тем, что по ней сохли почти все старшеклассники школы. 2.Собственно, она была буквально на пару лет старше них, и мучительно краснела каждый раз, когда ее пытались пр..гласить на свидание.  3.Но где она – типа учитель2, а где они – еще школьники…

4.Сплетню пересказывали и перемалывали2, она обр..стала все новыми подробностями, девочки шипели ядом в сторону Ирочки, мальчики злобно завидовали ее к..валеру.

5.Перемыв все косточки бедной Ире, переключились на математичку Полину Андреевну, которая «вконец озв..рела» и «сегодня совсем с цепи сорвалась2». 6.Устроила в девятых классах такой блиц-опрос, что даже отличники2  выходили из к..бинета с испариной на лбу и дрожью в коленках.  7.Бедные трое..ники погибали смертью храбрых еще до окончания урока.

8.Потом разговор почему-то переместился2 на дуб.  9.Обсудили, что с ним пытались сделать горе-лесорубы и что они при этом говорили.  10.Пришли к выводу, что дуб вроде как и не мешает, только из-за него во внутреннем дворике г..мназии всегда тень и ни во что не поиграешь. 11.Редкий в..ланчик долетал до середины дуба и возвр..щался назад, редкому мячу удавалось не застрять в ветвях.

12.А каждую осень дуб предст..влял собой развеселое2 зрелище.  13.Листва опадала, покрыв ровным толстым ковром весь двор, зато становилось видно, что на ветках висят самолетики2, ленточки, чьи-то штаны, чьи-то кеды, тетрадки…14. Очистка дуба была важной частью традицио…ого осеннего субботника – и шикарным развл..чением2.

15.В общем, гимназисты дуб любили, и непонятно почему все принялись обсуждать, как можно свалить несчастное дерево. 16.Вариантов было предложено множество2, все они поражали изобретательностью и кровожадностью2.

17.Именно тут Антоха в разговор и влез, не удержался. 18.До этого еще получалось2 не обращать на себя внимание, но когда речь пошла об организации направле…ого взрыва… 19.Тогда-то он и понял, что без него такое меропр..ятие состояться просто не может!

           Жвалевский А., Пастернак Е. «Гимназия №13»  Роман-сказка.

Задания.

1.Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограммы, укажите части речи.

2.Выполните задания.

      3.Замените просторечное слово «влез» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом.

4.Выпишите из предложений 4-8 фразеологизмы и объясните их значение.

5.Приведите из текста пример метафоры.

6.Укажите количество грамматических основ в предложении  13.

7.Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: « Почему гимназисты согласились, что дуб нужно свалить?» (Можете предложить свой вариант или прочитать в книге А.Жвалевского и Е.Пастернак «Гимназия № 13»).

 

 

Текст № 4

 

1.На этой радостной2 ноте и заснули.

2.Сны им снились самые обычные.

3.Мишка с огнеметом2 наперевес гонялся за Васькой по л..биринтам «Контры».

4.Маша получала огромную золотую медаль за выдающиеся2 успехи в учебе – правда, почему-то из рук Нины Константиновны, которая тр..бовала медаль срочно с..есть, пока она горячая.

5.Лёля тоже видела2 кота, но не Ваську, а большого рыжего котяру, который приносил ей в зубах то рыбу, то ветку дуба, то золотую цепочку.

6.Люба плыла свою любимую «пятидесятку», но бассейн все не к..нчался, и ей пр..шлось взлететь над водой и пр..одолеть расстояние до финиша2 по воздуху.  7.Она летела и боялась, что ее дисквалифиц..руют за нарушение2 правил соревнований.

8.Севка летал на взрыкивающем холодильнике и ласково называл его то «ковром-скороходом», то «сапогами-самолетами».  9.На боку у холодильника красовалась надпись: «Даешь второй закон волшебной термодинамики!».

10.Только у Антохи сон был какой-то очень загадочный.  11.Ему казалось, что он бежит по освеще..ому2 луной полю.  12.Серебря..ая трава доходила до пояса, но бежать в ней было очень легко, она словно сама ра..ступалась перед Волковым, а потом смыкалась за его спиной так, что и следа не оставалось.  13.А рядом, полностью скрытый к..вылем, так (же) легко бежал волк.  14.Антоха его не видел, но точно знал – волк там.  15.Но совершенно его не боялся, наоборот, рад..вался, что волк его сопровождает.  16.Антон даже время от времени подвывал, чтобы подбодрить спутника2.  17.Волк отзывался коротким приветственным2 рыком.  18.На большее врем..ни не ост..валось – там, впереди, их ожидало что(то) очень важное и срочное.

19.Самое стра..ое в этом сне было то, что он совсем не походил на сон.

 

   Жвалевский А., Пастернак Е. «Гимназия №13»  Роман-сказка.

Задания.

1.Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограммы, укажите части речи.

2.Выполните задания.

      3.Замените просторечное слово «котяру» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом.

4.Выпишите из предложений 1-6 фразеологизм и объясните его значение.

5.Приведите из текста пример эпитета.

6.Укажите количество грамматических основ в предложении  12.

7.Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: «Как ты думаешь, когда человеку снятся  необычные сны? » (Можете предложить свой вариант или прочитать в книге А.Жвалевского и Е.Пастернак «Гимназия № 13»).

 

 

Текст № 5

 

1.Мишка в двери старался2 даже не смотреть. 2.Он вообще чу..ствовал себя в этой экспедиции немного лишним и даже начал под..зревать, что Волков просто утащил его подальше от кота.  3.А то ведь еще пару минут – и Мишка этого Ваську пр..вратил бы в б..ксерскую грушу. 4.Ну или в футбольный2 мячик.  5.Словом, в спортивный инв..нтарь, по которому бьют.

6.Около директорского кабинета Антоха пр..тормозил.  7.Даже для него это было слишком – вот так запросто вламываться в двери, от которой любой г..мназист н..ровил отойти подальше.  8.Не то чтобы директор, Николай Иванович, был таким уж плохим педагогом. 9.Нет, на уроках истории его слушали с (не)поддельным2 интересом даже те, кто считал этот предмет мутным и в жизни ненужным.  10.Но в гневе он бывал страшен.  11.Не орал, не гр..зился, не размахивал руками – наоборот, затихал и пр..нимался пр..стально2 смотреть в глаза пров..нившемуся2 ученику. 12.Отвести глаза от этого взгляда не было никакой возможности, словно Николай Иванович пр..вращался2 на время в удава… 13.Хорошо еще, что он (не иначе как из соображений гума…ости) вел историю только в старших классах, с остальными имел дело только в случае крупной провинности.

14.Даже Антоха, который уже раз пять был зван к директору на к..вер (точнее, на голый пол, потому что ковров Николай Иванович не любил), – даже он задержал дыхание2, взявшись2 за ручку директорского кабинета.

15.Но не стал ее открывать.

16.– Слушайте, – сказал он не своим голосом, – а действительно, странно… 17.Почему это все двери открыты?

     Жвалевский А., Пастернак Е. «Гимназия №13»  Роман-сказка.

Задания.

1.Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограммы, укажите части речи.

2.Выполните задания.

      3.Замените просторечное слово «притормозил» в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом.

4.Выпишите из предложений 13-17 фразеологизм и объясните его значение.

5.Укажите номер предложения, в котором есть сравнение.

6.Укажите количество грамматических основ в предложении  2.

7.Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: « Была ли в твоей жизни ситуация, когда тебе было страшно?» (Можете предложить свой вариант или прочитать в книге А.Жвалевского и Е.Пастернак «Гимназия № 13»).

 

 

Скачать (33.6 Kb) 06.11.2013, 16:28

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 593