№ 1
1."Пр..дмет драмы
действительно предст..вляет борьбу
в Катерине между чувством долга,
супружеской2 верн.сти
и страсти к
молодому Борису Григорьевичу4. 2.Значит, первое тр..бование найде..о. Но затем, отпр..вляясь2 от этого тр..бования, мы наход..м, что
другие условия обр..зцовой драмы наруше..ы в "Грозе" самым жестоким
образом.
3. И, во-первых, -
"Гроза" не удовлетворяет самой существенной внутренней2
цели драмы - внушить ув..жение к
нравственному долгу и
пок..зать пагубные после..ствия увлечения страстью. 4.Катерина, эта безнравственная, бесстыжая женщина, выбежавшая
2 ночью к любовнику,
как только муж уехал из дому, эта пр..ступница предст..вляется2 нам
в драме не только
не в достаточно
мрачном свете, но
даже с каким-то
с..янием мученич..ства вокруг чела. 5.Она говорит так
хорошо, стр..дает так
жалобно, вокруг нее все так дурно, что против нее
у вас нет
нег..дования, вы ее сож..леете, вы вооружаетесь против ее пр..теснителей2 и,
таким образом, в ее лице
оправдываете п..рок. 6.Следовательно,
драма не выполняет своего высокого назн..чения и делается если
не вредным примером,
то, по крайней
мере, праз..ною игрушкой.
7.Далее, с чисто
художественной точки зрения находим
(так)же недостатки весьма важные. 8.Развитие страсти предст..влено
недостаточно: мы не видим, как началась2 и усилилась3 любовь
Катерины к Борису
и чем именно
была она м..тивирована; поэтому и
самая борьба страсти и долга обозн..чается для нас (не)вполне ясно и
сильно. (Добролюбов Н.А. «Луч света
в темном царстве»)
Задания
1.Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте
орфограммы.
2. Выполните задания.
3. Составьте план.
4. Выпишите 10
словосочетаний и укажите вид подчинительной связи.
5. Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: « В чем, по
мнению Н.А.Добролюбова, заключаются художественные недостатки пьесы?»
№ 2
1.Все действие идет вяло и медленно, потому что загр..мождено
сценами и лицами совершенно (не)нужными.
Кудряш и Шапкин, Кулигин, Феклуша,
барыня с двумя лакеями, сам Дикой
- все это лица, существенно (не)связанные с
основою пьесы. 2.На сцену бе..престанно2 входят (не)нужные
лица, говорят вещи, не идущие2
к делу, и уходят, опять неизвестно зачем и куда. 3.Все декл..мации
Кулигина, все выходки2 Кудряша и Дикого, не говоря3 уже
о полусума..шедшей барыне
и о разговорах горо..ских жителей
во время грозы, - могли бы быть выпущены
без всякого ущерба для сущности дела.
4.Строго определенных и отдела..ых характеров в этой
толпе ненужных лиц мы почти не находим, а о постепенности в
их обн..ружении н..чего и спрашивать.
5.Они являются2
нам прямо ex abrupto*, с ярлычками. 6.Занавес открывается: Кудряш с Кулигиным
говорят о том, какой ругатель Дикой, вслед
за тем является
и Дикой и еще за кулисами ругается... 7.То же и Кабанова. 8.Так же точно
и Кудряш с первого слова дает знать
себя, что он "лих на девок"; и Кулигин при самом появлении р..комендуется как самоучка-механик,
восхищающийся пр..родою. 9.Да так с этим они и остаются до самого конца:
Дикой ругается, Кабанова
ворчит, Кудряш гуляет ночью с
Варварой... 10.А
полного, всестороннего развития
их характеров мы не видим во
всей пьесе4. 11.Сама
героиня изображается весьма (не)удачно: как видно, сам автор не
совсем определенно пон..мал этот
характер, потому что, не выст…вляя Катерину лиц..меркою,
заст..вляет ее, однако
же, произносить2 чувствительные
монологи, а на деле показывает ее нам как женщину бесстыжую, увл..каемую одною
чувственностью. 12.О герое нечего и
говорить, - так он бе.цветен. (Добролюбов Н.А. «Луч света в темном
царстве»)
Задания
1.Выпишите слова с пропущенными буквами , обозначьте
орфограммы.
2. Выполните задания.
3. Составьте план.
4. Выпишите 10
словосочетаний и укажите вид подчинительной связи.
5. Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: « В чем
заключается роль второстепенных и эпизодических персонажей в драме
Островского?»
№ 3
1.Первая его п..еса появилась2
в 1847 году; известно, что с того времени до последних годов даже лучшие
наши авторы почти пот..ряли2
след естественных стр..млений народных и даже стали с..мневаться в их
существовании, а если иногда и чувствовали их веяние, то очень слабо,
неопределенно, только в каких-нибудь частных случаях, и, за немногими исключениями,
почти н..когда не умели найти для них ист..нного и пр..личного выражения. 2.Общее
положение отр..зилось, разумеется, отчасти и на Островском; оно, может быть, во
многом об..ясняет ту долю неопределенности2
некоторых его пьес, которая подала повод к таким нап..дкам на него в начале п..тидесятых
годов. 3.Но теперь, вн..мательно соображая совокупн..сть его произведений, мы
находим, что чутье ист..нных потребностей2
и стр..млений русской жизни никогда3
не оставляло его; оно иногда и не показывалось на первый взгляд, но всегда
находилось в корне его произведений. 4.Зато — кто хотел беспр..страстно2 доискаться коренного их смысла, тот
всегда мог найти, что дело в них представляется2
не с поверхн..сти, а с самого корня. 5.Эта
черта удерживает произведения Островского на их высоте и теперь, когда уже все
ст..раются выражать те же стр..мления, которые мы находим в его п..есах. 6.Чтобы не распростр..няться об этом, заметим
одно: требование права, ув..жение личности, протест против насилия и произвола
вы находите во множестве наших литературных произведений последних2 лет; но в них большею частию дело не проведе..о
жизненным2, практическим образом,
почувствована отвлече…ая, философская сторона вопроса и из нее все выведено, указывается2 право, а оставляется без внимания реальная
возможность. (Добролюбов Н.А. «Луч света в темном царстве»)
Задания
1.Выпишите слова с пропущенными буквами , обозначьте
орфограммы.
2. Выполните задания.
3. Составьте план.
4. Выпишите 10
словосочетаний и укажите вид подчинительной связи.
5. Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: « Что сумел
изобразить Островский в своих пьесах?»
№ 4
1. У Островского не то: у него вы находите не только нравственную2, но и
житейскую, экономическую сторону вопроса, а в этом(то) и сущн..сть дела. 2.У него вы ясно вид..те, как сам..дурство оп..рается2 на толстой мошне,
которую называют «божиим благ..словением», и как безответность2 людей перед ним определяется2 материальною от него зависимостью. 3.Мало
того, вы видите, как эта м..териальная сторона во всех житейских отношениях
госпо..ствует над отвл..ченною и как люди, лиш..нные материального обеспечения,
мало ценят отвл..ченные права и даже теряют ясное сознание2 о них. 4.В самом деле — сытый человек может
ра..суждать хладн..кровно и умно, следует ли ему есть такое-то кушанье; но
голодный рвется к пище, где н.. завидит ее и какова бы она н.. была. 5.Это явление, повт..ряющееся2 во всех сферах обществе..ой жизни,
хорошо замечено и понято Островским, и его пьесы яснее всяких рассуждений
показывают вн..мательному2
читателю, как система бесправия и грубого, мелочного эгоизма, водворенная
самодурством, пр..вивается и к тем3
самым, которые от него страдают; как они, если (мало)мальски сохр..няют в себе
остатки энергии, ст..раются употр..бить ее на пр..обретение возможности жить
самостоятельно и уже не разб..рают при этом н.. средств, н.. прав. (Добролюбов
Н.А. «Луч света в темном царстве»)
Задания
1.Выпишите слова с пропущенными буквами , обозначьте
орфограммы.
2. Выполните задания.
3. Составьте план.
4. Выпишите 10
словосочетаний и укажите вид подчинительной связи.
5. Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: « В чем
заключается сущность самодурства?»
№ 5
1.Можем понять лица г..роини и легко можем иск..зить смысл
всей пьесы, что и случилось2
с большею частию критиков. 2.Может быть, нам скажут, что все-таки автор
виноват, если его так легко не понять; но мы заметим на это, что автор пишет
для публики, а публика если и не сразу овл..девает вполне сущн..стью2 его пьес, то и не иск..жает их смысла. 3.Что же к..сается до того, что некоторые подробности2 могли быть отдела..ы лучше, — мы за это не
стоим. 4.Без сомнения, м..гильщики в
«Гамлете» более кстати и ближе связаны2
с ходом действия, нежели, например,
полусумасше..шая барыня в «Грозе»; но мы ведь не то т..лкуем, что наш автор —
Шекспир, а только то, что его посторонние2
лица имеют резон своего по..вления и
оказываются даже (не)обходимыми для полноты пьесы, рассматриваемой как она
есть, а не в смысле абс..лютного совершенства.
5.«Гроза», как вы знаете, предст..вляет нам иди..ию «темного
царства», которое мало-помалу осв..щает нам Островский своим т..лантом. 6.Люди, которых вы здесь видите, живут в благосл..венных2 местах: город стоит на берегу Волги, весь в
зелени; с крутых берегов видны далекие пр..странства, покрытые селеньями и
нивами; летний бл..годатный день так и манит на берег, на воздух, под открытое
небо, под этот ветерок, освежительно
веющий2 с Волги... 7.И
жители, точно, гуляют иногда по бульвару над рекой, хоть уж и пр..гляделись к
красотам волжских видов; вечером сидят на завал..нках у ворот и зан..маются
благочестивыми разговорами; но больше проводят3 время у себя дома, зан..маются хозяйством,
кушают, спят, — спать ложатся очень рано, так что (не)привычному человеку
трудно и выдержать такую сонную ночь, какую они задают себе. 8. Но что же им
делать, как не спать, когда они сыты. (Добролюбов Н.А. «Луч света в темном царстве»)
Задания
1.Выпишите слова с пропущенными буквами , обозначьте
орфограммы.
2. Выполните задания.
3. Составьте план.
4. Выпишите 10
словосочетаний и укажите вид подчинительной связи.
5. Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: « Почему
Катерина не может жить в «темном царстве»?
№ 6
1.Их жизнь течет так
ровно и мирно,( ни)какие интересы мира их (не)тревожат, потому что не доходят
до них; царства могут рушиться2,
новые страны открываться, лицо земли может изм..няться, как ему угодно, мир
может начать новую жизнь на новых началах, — обитатели2 городка Калинова будут себе существовать (по)прежнему
в полнейшем2 (не)ведении
об остальном мире. 2.Изре..ка забежит к
ним (не)определенный слух, что Наполеон с двадесятью язык опять подымается или
что антихрист народился2
; но и это они пр..нимают более как курьезную штуку, вроде вести о том, что есть
страны, где все люди с пес..ими головами: покачают головой, выр..зят удивление3 к чудесам природы и пойдут себе закусить...3. Смолоду2 еще
показывают некоторую люб..знательность, но пищи взять ей (не)откуда: сведения
заходят к ним, точно в древней Руси времен Даниила Паломника, только от
странниц, да и тех уж нынче не много настоящих-то; пр..ходится довольствоваться
такими, которые «сами, по немощи своей, далеко не ходили, а слыхать много
слыхали», как Феклуша в «Грозе». 4.От
них только и узнают жители Калинова о том, что на свете делается2 ; иначе они думали бы, что весь свет таков же,
как и их Калинов, и что иначе жить, чем они, совершенно (не)возможно. 5.Но и сведения, сообщаемые Феклушами, таковы,
что (не )способны внушить большого желания пром..нять свою жизнь на иную. (Добролюбов Н.А. «Луч света в темном царстве»)
Задания
1.Выпишите слова с пропущенными буквами , обозначьте
орфограммы.
2. Выполните задания.
3. Составьте план.
4. Выпишите 10
словосочетаний и укажите вид подчинительной связи.
5. Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: « Чем живут
жители города Калинова?»
№ 7
1.Феклуша пр..надлежит к партии п..триотической и в высшей
степени к..нсервативной; ей хорошо среди благоч..стивых и наивных калиновцев:
ее и поч..тают, и уг..щают, и сн..бжают всем нужным; она пр..серьезно может
уверять, что самые грешки ее происходят2
(от)того, что она выше прочих смертных: «Простых людей, говорит, каждого один
враг смущает, а к нам, странным людям, к кому шесть, к кому дв..надцать пр..ставлено,
вот и надо их всех побороть». 2.И ей верят. 3.Ясно, что простой инстинкт самосохр..нения2 должен
заставить ее не сказать хорошего3
слова о том, что в других землях делается2.
4.И в самом деле, пр..слушайтесь к
разговорам купечества, м..щанства, мелкого чиновнич..ства в уез..ной глуши, —
сколько удивительных2 сведений о (не)верных и поганых царствах2 , сколько рассказов
о тех временах, когда людей жгли и мучили, когда разбойники города грабили, и
т. п., — и как мало св..дений о европейской жизни, о лучшем устройстве быта! 5.Даже
в так называемом обр..зованном обществе, в об..европеившихся людях, на
множество энтузиастов, восх..щающихся новыми парижскими улицами и мабилем,
разве вы не найдете почти такое же множество солидных ц..нителей2 , которые запугивают своих слушателей2 тем, что (ни)где, кроме Австрии, во всей
Европе порядка нет и (ни)какой управы найти нельзя!.. 6. Все это и ведет к
тому, что Феклуша высказывает так положительно: «Бла-алепие, милая, бла-алепие,
красота дивная! 7.Да что уж и говорить —
в обет..ванной земле живете!» (Добролюбов Н.А. «Луч света в темном царстве»)
Задания
1.Выпишите слова с пропущенными буквами , обозначьте
орфограммы.
2. Выполните задания.
3. Составьте план.
4. Выпишите 10
словосочетаний и укажите вид подчинительной связи.
5. Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: « Почему в
городе Калинове Феклушу почитают?»
№ 8
1.Дело в том, что х..рактер Катерины, как он исполнен в
«Грозе», сост..вляет шаг вперед не только в драматической деятельности
Островского, но и во всей нашей литературе. 2.Он соответствует новой3 фазе нашей народной жизни, он давно тре..бовал
своего осущ..ствления в литературе, около него в..ртелись наши лучшие писатели2; но они умели
только понять его над..бность и не могли уразуметь и почу..ствовать его сущн..сти;
это сумел сделать Островский. 3.Ни одна из критик на «Грозу» не хотела2 или не умела пре..ставить
надлежащей2 оценки этого
характера; поэтому мы решаемся2
еще продлить нашу статью, чтобы с некоторой обст..ятельностью изложить, как мы
пон..маем характер Катерины и почему создание2
его считаем так важным для нашей литературы.
4.Русская жизнь дошла (на)конец до того, что добродетельные и
почте..ые, но слабые и бе..личные2
существа не удовлетворяют общественного сознания2
и пр..знаются (ни)куда (не) годными. 5.Почувствовалась неотлагаемая2
потребн..сть в людях, хотя бы и менее пр..красных, но более де..тельных
и энергичных. 6. Иначе и невозможно: как скоро сознание2 правды и права, здравый смысл проснулись в
людях, они (не)пр..менно требуют (не)только отвлеченного2 с ними согласия (которым так бл..стали
всегда добродетельные герои прежнего времени), но и внесения их в жизнь, в
деятельность. 7.Но чтобы внести их в
жизнь, надо побороть много пр..пятствий, подставляемых2
Дикими, Кабановыми и т. п.; для
пр..одоления пр..пятствий нужны характеры предпр..имчивые, р..шительные2 , настойчивые. (Добролюбов Н.А. «Луч света в темном царстве»)
Задания
1.Выпишите слова с пропущенными буквами , обозначьте
орфограммы.
2. Выполните задания.
3. Составьте план.
4. Выпишите 10
словосочетаний и укажите вид подчинительной связи.
5. Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: « Почему
создание характера Катерины является важным для литературы?»
№ 9
1. Не так понят и выр..жен русский сильный3 характер в «Грозе» 4. 2.Он прежде всего пор..жает нас своею
противоп..ложностью всяким самодурным началам. 3.Не с инстинктом буйства и разрушения2, но и не с
практической ло..костью улаживать для высоких целей свои собственные делишки,
не с бессмысленным2,
тр..скучим паф..сом, но и не с дипл..матическим, п..дантским рас..етом является2 он перед нами. 4.Нет,
он сосредоточенно-р..шителен, неуклонно2
верен чутью естестве..ой правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в
том смысле, что ему лучше гибель, неж..ли жизнь при тех началах, которые ему
пр..тивны. 5.Он водится2
не отвлеченными принц..пами, не практическими соображениями, не мгновенным
пафосом, а просто натурою, всем сущ..ством своим4 . 6.В этой цельности и г..рмонии характера заключается2 его сила и
существенная необходимость его в то время, когда старые, дикие отношения, пот..ряв2 всякую внутреннюю
силу, прод..лжают д..ржаться внешнею, м..ханическою связью. 7.Человек, только
л..гически пон..мающий2
нелепость сам..дурства Диких и Кабановых, (ни)чего не сделает против них уже
потому, что пред ними всякая логика исчезает; (ни)какими си..огизмами вы не
убедите цепь, чтоб она распалась2
на узнике, кулак, чтоб от него не было больно пр..битому; так не уб..дите вы и
Дикого поступать разумнее, да не уб..дите и его домашних — не слушать его
прихотей: пр..колотит он их всех, да и только, — что с этим делать будешь? 8.Очевидно,
что характеры, сильные одной л..гической стороной, должны разв..ваться очень
убого и иметь весьма слабое влияние на общую де..тельность там, где всею жизнью
упр..вляет не логика, а чистейший2
пр..извол. (Добролюбов Н.А. «Луч света в
темном царстве»)
Задания
1.Выпишите слова с пропущенными буквами , обозначьте
орфограммы.
2. Выполните задания.
3. Составьте план.
4. Выпишите 10
словосочетаний и укажите вид подчинительной связи.
5. Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: « В чем
заключается цельность и гармония характера Катерины?»
№ 10
1.Не очень благопр..ятно господство2
Диких и для развития людей, сильных так называемым2
пр..ктическим смыслом4. 2.Что н.. говорите об этом3 смысле, но, в сущности, он есть н.. что иное, как
уменье пользоваться обстоятельствами и распол..гать2
их в свою пользу. 3.Значит, практический смысл может вести человека к прямой и
честной деятельн..сти только тогда, когда обстоятельства распол..гаются
сообразно с здравой логикой и, следовательно, с естестве…ыми требованиями
человеческой нравственности2.
4.Но там, где все завис..т от грубой силы, где (не)разумная прихоть (не)скольких
Диких или суеверное упрямство2
какой-нибудь Кабановой разрушает самые верные логические расчеты и нагло пр..зирает
самые первые основания взаимных прав, там уменье пользоваться обстоятельствами,
очевидно, пр..вращается2
в уменье пр..меняться к прихотям самодуров и подделываться2 под все их нелепости, что(бы) и себе
проложить дорожку к их выгодному положению. 5.Подхалюзины и Чичиковы — вот сильные
практические характеры «темного царства»: других не развивается2 между людьми чисто практического2 закала под влиянием господства Диких. 6.Самое лучш..е, о чем можно м..чтать для этих
практиков, это уподобление Штольцу, то есть уменье обделывать кругленько свои
делишки без подлостей; но общественный живой деятель из них не явится. 7.Не
больше надежд можно полагать и на характеры пат..тические, живущие2 минутою и вспышкою. 8.Их порывы случайны и кратковременные2 их
практическое значение определяется2
удачей. 9.Пока все идет согласно их надеждам, они бодры, предпр..имчивы; как
скоро противодействие сильно, они падают духом, охладевают, отступаются от дела
и огр..ничиваются бе..плодными, хотя и громкими, воскл..цаниями2. (Добролюбов Н.А. «Луч света в темном
царстве»)
Задания
1.Выпишите слова с пропущенными буквами , обозначьте
орфограммы.
2. Выполните задания.
3. Составьте план.
4. Выпишите 10
словосочетаний и укажите вид подчинительной связи.
5. Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: « В чем, по
мнению Добролюбова, заключается практический смысл?»
|