Cайт Скавронской Ольги Александровны

Каталог файлов

10 класс. Задания на основе текста. (Доролюбов "Луч света в темном царстве")

№ 1

1."Пр..дмет драмы  действительно  предст..вляет  борьбу  в  Катерине  между чувством  долга,  супружеской2  верн.сти   и   страсти   к   молодому   Борису Григорьевичу4.  2.Значит, первое  тр..бование найде..о. Но  затем,  отпр..вляясь2  от этого тр..бования, мы наход..м, что другие условия обр..зцовой драмы наруше..ы в "Грозе" самым жестоким образом.

    3. И, во-первых, - "Гроза" не удовлетворяет самой существенной  внутренней2 цели драмы - внушить ув..жение к  нравственному  долгу  и  пок..зать  пагубные  после..ствия увлечения  страстью.   4.Катерина, эта безнравственная, бесстыжая  женщина, выбежавшая 2 ночью  к  любовнику,  как только муж уехал из дому, эта пр..ступница  предст..вляется2  нам  в  драме  не только  не  в  достаточно  мрачном  свете,  но  даже  с   каким-то   с..янием мученич..ства вокруг чела. 5.Она говорит  так  хорошо,  стр..дает  так  жалобно, вокруг нее все так дурно, что против  нее  у  вас  нет  нег..дования,  вы  ее сож..леете, вы вооружаетесь против ее пр..теснителей2 и, таким  образом,  в  ее лице оправдываете п..рок.  6.Следовательно, драма не выполняет  своего  высокого назн..чения и делается  если  не  вредным  примером,  то,  по  крайней  мере, праз..ною игрушкой.

    7.Далее, с чисто художественной точки  зрения  находим  (так)же  недостатки весьма важные.  8.Развитие страсти предст..влено недостаточно: мы не видим,  как началась2 и усилилась3  любовь  Катерины  к  Борису  и  чем  именно  была  она м..тивирована; поэтому и самая борьба страсти и долга обозн..чается для нас (не)вполне ясно и сильно.       (Добролюбов Н.А. «Луч света в темном царстве»)

 

 

 

Задания

1.Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограммы.

2. Выполните задания.

3. Составьте план.

4. Выпишите  10 словосочетаний и укажите вид подчинительной связи.

5. Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: « В чем, по мнению  Н.А.Добролюбова, заключаются  художественные  недостатки пьесы?»

 

 

№ 2

1.Все действие идет вяло и медленно, потому что  загр..мождено  сценами  и лицами совершенно (не)нужными. Кудряш и Шапкин,  Кулигин,  Феклуша,  барыня  с двумя лакеями, сам Дикой - все это лица, существенно (не)связанные с  основою пьесы.  2.На сцену бе..престанно2 входят (не)нужные лица, говорят вещи, не идущие2 к делу, и уходят, опять неизвестно зачем и куда. 3.Все декл..мации Кулигина,  все выходки2 Кудряша и Дикого,  не  говоря3  уже  о  полусума..шедшей  барыне  и  о разговорах горо..ских жителей во время грозы, - могли бы  быть  выпущены  без всякого ущерба для сущности дела.

4.Строго определенных и отдела..ых характеров в этой толпе  ненужных  лиц мы почти не находим, а о постепенности в их обн..ружении н..чего и спрашивать.

5.Они являются2 нам прямо ex abrupto*, с ярлычками. 6.Занавес открывается: Кудряш с Кулигиным говорят о том, какой ругатель Дикой, вслед  за  тем  является  и Дикой и еще за кулисами ругается... 7.То же и Кабанова. 8.Так же точно и  Кудряш с первого слова дает знать себя, что он "лих на девок"; и Кулигин при  самом появлении р..комендуется как самоучка-механик, восхищающийся пр..родою.  9.Да так  с этим они и остаются до самого  конца:  Дикой  ругается,  Кабанова  ворчит, Кудряш гуляет ночью с  Варварой...   10.А  полного,  всестороннего  развития  их характеров мы не видим во  всей  пьесе4.  11.Сама  героиня  изображается  весьма (не)удачно: как видно, сам автор не совсем определенно пон..мал этот  характер, потому что, не выст…вляя Катерину  лиц..меркою,  заст..вляет  ее,  однако  же, произносить2 чувствительные монологи, а на деле показывает ее нам как женщину бесстыжую, увл..каемую одною чувственностью.  12.О герое нечего и говорить, - так он  бе.цветен.  (Добролюбов Н.А. «Луч света в темном царстве»)

 

 

Задания

1.Выпишите слова с пропущенными буквами , обозначьте орфограммы.

2. Выполните задания.

3. Составьте план.

4. Выпишите  10 словосочетаний и укажите вид подчинительной связи.

5. Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: « В чем заключается роль второстепенных и эпизодических персонажей в драме Островского?»

 

 

 

 № 3

1.Первая его п..еса появилась2 в 1847 году; известно, что с того времени до последних годов даже лучшие наши авторы почти пот..ряли2 след естественных стр..млений народных и даже стали с..мневаться в их существовании, а если иногда и чувствовали их веяние, то очень слабо, неопределенно, только в каких-нибудь частных случаях, и, за немногими исключениями, почти н..когда не умели найти для них ист..нного и пр..личного выражения. 2.Общее положение отр..зилось, разумеется, отчасти и на Островском; оно, может быть, во многом об..ясняет ту долю неопределенности2 некоторых его пьес, которая подала повод к таким нап..дкам на него в начале п..тидесятых годов. 3.Но теперь, вн..мательно соображая совокупн..сть его произведений, мы находим, что чутье ист..нных потребностей2 и стр..млений русской жизни никогда3 не оставляло его; оно иногда и не показывалось на первый взгляд, но всегда находилось в корне его произведений. 4.Зато — кто хотел беспр..страстно2 доискаться коренного их смысла, тот всегда мог найти, что дело в них представляется2 не с поверхн..сти, а с самого корня.  5.Эта черта удерживает произведения Островского на их высоте и теперь, когда уже все ст..раются выражать те же стр..мления, которые мы находим в его п..есах.  6.Чтобы не распростр..няться об этом, заметим одно: требование права, ув..жение личности, протест против насилия и произвола вы находите во множестве наших литературных произведений последних2 лет; но в них большею частию дело не проведе..о жизненным2, практическим образом, почувствована отвлече…ая, философская сторона вопроса и из нее все выведено, указывается2  право, а оставляется без внимания реальная возможность. (Добролюбов Н.А. «Луч света в темном царстве»)

 

 

Задания

1.Выпишите слова с пропущенными буквами , обозначьте орфограммы.

2. Выполните задания.

3. Составьте план.

4. Выпишите  10 словосочетаний и укажите вид подчинительной связи.

5. Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: « Что сумел изобразить Островский в своих пьесах?»

 

 

 

 

№ 4

1. У Островского не то: у него вы находите не только нравственную2, но и житейскую, экономическую сторону вопроса, а в этом(то) и сущн..сть дела.  2.У него вы ясно вид..те, как сам..дурство оп..рается2 на толстой мошне, которую называют «божиим благ..словением», и как безответность2 людей перед ним определяется2 материальною от него зависимостью. 3.Мало того, вы видите, как эта м..териальная сторона во всех житейских отношениях госпо..ствует над отвл..ченною и как люди, лиш..нные материального обеспечения, мало ценят отвл..ченные права и даже теряют ясное сознание2 о них.  4.В самом деле — сытый человек может ра..суждать хладн..кровно и умно, следует ли ему есть такое-то кушанье; но голодный рвется к пище, где н.. завидит ее и какова бы она н.. была.  5.Это явление, повт..ряющееся2 во всех сферах обществе..ой жизни, хорошо замечено и понято Островским, и его пьесы яснее всяких рассуждений показывают вн..мательному2 читателю, как система бесправия и грубого, мелочного эгоизма, водворенная самодурством, пр..вивается и к тем3 самым, которые от него страдают; как они, если (мало)мальски сохр..няют в себе остатки энергии, ст..раются употр..бить ее на пр..обретение возможности жить самостоятельно и уже не разб..рают при этом н.. средств, н.. прав. (Добролюбов Н.А. «Луч света в темном царстве»)

 

 

 

 

Задания

1.Выпишите слова с пропущенными буквами , обозначьте орфограммы.

2. Выполните задания.

3. Составьте план.

4. Выпишите  10 словосочетаний и укажите вид подчинительной связи.

5. Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: « В чем заключается сущность самодурства?»

 

 

 

 

 

№ 5

1.Можем понять лица г..роини и легко можем иск..зить смысл всей пьесы, что и случилось2  с большею частию критиков.  2.Может быть, нам скажут, что все-таки автор виноват, если его так легко не понять; но мы заметим на это, что автор пишет для публики, а публика если и не сразу овл..девает вполне сущн..стью2 его пьес, то и не иск..жает их смысла.  3.Что же к..сается до того, что некоторые подробности2  могли быть отдела..ы лучше, — мы за это не стоим.  4.Без сомнения, м..гильщики в «Гамлете» более кстати и ближе связаны2  с ходом действия, нежели, например, полусумасше..шая барыня в «Грозе»; но мы ведь не то т..лкуем, что наш автор — Шекспир, а только то, что его посторонние2  лица имеют резон своего по..вления и оказываются даже (не)обходимыми для полноты пьесы, рассматриваемой как она есть, а не в смысле абс..лютного совершенства.

5.«Гроза», как вы знаете, предст..вляет нам иди..ию «темного царства», которое мало-помалу осв..щает нам Островский своим т..лантом.  6.Люди, которых вы здесь видите, живут в благосл..венных2  местах: город стоит на берегу Волги, весь в зелени; с крутых берегов видны далекие пр..странства, покрытые селеньями и нивами; летний бл..годатный день так и манит на берег, на воздух, под открытое небо, под этот ветерок, освежительно веющий2  с Волги... 7.И жители, точно, гуляют иногда по бульвару над рекой, хоть уж и пр..гляделись к красотам волжских видов; вечером сидят на завал..нках у ворот и зан..маются благочестивыми разговорами; но больше проводят3  время у себя дома, зан..маются хозяйством, кушают, спят, — спать ложатся очень рано, так что (не)привычному человеку трудно и выдержать такую сонную ночь, какую они задают себе. 8. Но что же им делать, как не спать, когда они сыты. (Добролюбов Н.А. «Луч света в темном царстве»)

Задания

1.Выпишите слова с пропущенными буквами , обозначьте орфограммы.

2. Выполните задания.

3. Составьте план.

4. Выпишите  10 словосочетаний и укажите вид подчинительной связи.

5. Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: « Почему Катерина не может жить в «темном царстве»?

 

 

 

 

№ 6

 1.Их жизнь течет так ровно и мирно,( ни)какие интересы мира их (не)тревожат, потому что не доходят до них; царства могут рушиться2, новые страны открываться, лицо земли может изм..няться, как ему угодно, мир может начать новую жизнь на новых началах, — обитатели2 городка Калинова будут себе существовать (по)прежнему в полнейшем2 (не)ведении об остальном мире.  2.Изре..ка забежит к ним (не)определенный слух, что Наполеон с двадесятью язык опять подымается или что антихрист народился2 ; но и это они пр..нимают более как курьезную штуку, вроде вести о том, что есть страны, где все люди с пес..ими головами: покачают головой, выр..зят удивление3  к чудесам природы и пойдут себе закусить...3. Смолоду2 еще показывают некоторую люб..знательность, но пищи взять ей (не)откуда: сведения заходят к ним, точно в древней Руси времен Даниила Паломника, только от странниц, да и тех уж нынче не много настоящих-то; пр..ходится довольствоваться такими, которые «сами, по немощи своей, далеко не ходили, а слыхать много слыхали», как Феклуша в «Грозе».  4.От них только и узнают жители Калинова о том, что на свете делается2 ; иначе они думали бы, что весь свет таков же, как и их Калинов, и что иначе жить, чем они, совершенно (не)возможно.  5.Но и сведения, сообщаемые Феклушами, таковы, что (не )способны внушить большого желания пром..нять свою жизнь на иную.  (Добролюбов Н.А. «Луч света в темном царстве»)

 

 

 

Задания

1.Выпишите слова с пропущенными буквами , обозначьте орфограммы.

2. Выполните задания.

3. Составьте план.

4. Выпишите  10 словосочетаний и укажите вид подчинительной связи.

5. Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: « Чем живут жители города Калинова?»

 

 

 

 

 

№ 7

1.Феклуша пр..надлежит к партии п..триотической и в высшей степени к..нсервативной; ей хорошо среди благоч..стивых и наивных калиновцев: ее и поч..тают, и уг..щают, и сн..бжают всем нужным; она пр..серьезно может уверять, что самые грешки ее происходят2 (от)того, что она выше прочих смертных: «Простых людей, говорит, каждого один враг смущает, а к нам, странным людям, к кому шесть, к кому дв..надцать пр..ставлено, вот и надо их всех побороть». 2.И ей верят.  3.Ясно, что простой инстинкт самосохр..нения2 должен заставить ее не сказать хорошего3 слова о том, что в других землях делается2.  4.И в самом деле, пр..слушайтесь к разговорам купечества, м..щанства, мелкого чиновнич..ства в уез..ной глуши, — сколько удивительных2  сведений о (не)верных и поганых царствах2 , сколько рассказов о тех временах, когда людей жгли и мучили, когда разбойники города грабили, и т. п., — и как мало св..дений о европейской жизни, о лучшем устройстве быта! 5.Даже в так называемом обр..зованном обществе, в об..европеившихся людях, на множество энтузиастов, восх..щающихся новыми парижскими улицами и мабилем, разве вы не найдете почти такое же множество солидных ц..нителей2 , которые запугивают своих слушателей2  тем, что (ни)где, кроме Австрии, во всей Европе порядка нет и (ни)какой управы найти нельзя!.. 6. Все это и ведет к тому, что Феклуша высказывает так положительно: «Бла-алепие, милая, бла-алепие, красота дивная!  7.Да что уж и говорить — в обет..ванной земле живете!» (Добролюбов Н.А. «Луч света в темном царстве»)

Задания

1.Выпишите слова с пропущенными буквами , обозначьте орфограммы.

2. Выполните задания.

3. Составьте план.

4. Выпишите  10 словосочетаний и укажите вид подчинительной связи.

5. Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: « Почему в городе Калинове Феклушу почитают?»

 

 

 

 

 

 

 

№ 8

1.Дело в том, что х..рактер Катерины, как он исполнен в «Грозе», сост..вляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе.  2.Он соответствует новой3 фазе нашей народной жизни, он давно тре..бовал своего осущ..ствления в литературе, около него в..ртелись наши лучшие писатели2; но они умели только понять его над..бность и не могли уразуметь и почу..ствовать его сущн..сти; это сумел сделать Островский. 3.Ни одна из критик на «Грозу» не хотела2 или не умела пре..ставить надлежащей2 оценки этого характера; поэтому мы решаемся2 еще продлить нашу статью, чтобы с некоторой обст..ятельностью изложить, как мы пон..маем характер Катерины и почему создание2 его считаем так важным для нашей литературы.

4.Русская жизнь дошла (на)конец до того, что добродетельные и почте..ые, но слабые и бе..личные2 существа не удовлетворяют общественного сознания2 и пр..знаются (ни)куда (не) годными. 5.Почувствовалась неотлагаемая2  потребн..сть в людях, хотя бы и менее пр..красных, но более де..тельных и энергичных. 6. Иначе и невозможно: как скоро сознание2 правды и права, здравый смысл проснулись в людях, они (не)пр..менно требуют (не)только отвлеченного2 с ними согласия (которым так бл..стали всегда добродетельные герои прежнего времени), но и внесения их в жизнь, в деятельность.  7.Но чтобы внести их в жизнь, надо побороть много пр..пятствий, подставляемых2  Дикими, Кабановыми и т. п.; для пр..одоления пр..пятствий нужны характеры предпр..имчивые, р..шительные2 , настойчивые.  (Добролюбов Н.А. «Луч света в темном царстве»)

Задания

1.Выпишите слова с пропущенными буквами , обозначьте орфограммы.

2. Выполните задания.

3. Составьте план.

4. Выпишите  10 словосочетаний и укажите вид подчинительной связи.

5. Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: « Почему создание характера Катерины является важным для литературы?»

 

 

 

 

 

 

№ 9

1. Не так понят и выр..жен русский сильный3 характер в «Грозе» 4.  2.Он прежде всего пор..жает нас своею противоп..ложностью всяким самодурным началам.  3.Не с инстинктом буйства и разрушения2, но и не с практической ло..костью улаживать для высоких целей свои собственные делишки, не с бессмысленным2, тр..скучим паф..сом, но и не с дипл..матическим, п..дантским рас..етом является2 он перед нами. 4.Нет, он сосредоточенно-р..шителен, неуклонно2 верен чутью естестве..ой правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, неж..ли жизнь при тех началах, которые ему пр..тивны. 5.Он водится2 не отвлеченными принц..пами, не практическими соображениями, не мгновенным пафосом, а просто натурою, всем сущ..ством своим4 . 6.В этой цельности и г..рмонии характера заключается2 его сила и существенная необходимость его в то время, когда старые, дикие отношения, пот..ряв2 всякую внутреннюю силу, прод..лжают д..ржаться внешнею, м..ханическою связью. 7.Человек, только л..гически пон..мающий2 нелепость сам..дурства Диких и Кабановых, (ни)чего не сделает против них уже потому, что пред ними всякая логика исчезает; (ни)какими си..огизмами вы не убедите цепь, чтоб она распалась2 на узнике, кулак, чтоб от него не было больно пр..битому; так не уб..дите вы и Дикого поступать разумнее, да не уб..дите и его домашних — не слушать его прихотей: пр..колотит он их всех, да и только, — что с этим делать будешь? 8.Очевидно, что характеры, сильные одной л..гической стороной, должны разв..ваться очень убого и иметь весьма слабое влияние на общую де..тельность там, где всею жизнью упр..вляет не логика, а чистейший2 пр..извол.  (Добролюбов Н.А. «Луч света в темном царстве»)

Задания

1.Выпишите слова с пропущенными буквами , обозначьте орфограммы.

2. Выполните задания.

3. Составьте план.

4. Выпишите  10 словосочетаний и укажите вид подчинительной связи.

5. Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: « В чем заключается цельность и гармония характера Катерины?»

 

 

 

 

 

 

№ 10

1.Не очень благопр..ятно господство2 Диких и для развития людей, сильных так называемым2 пр..ктическим смыслом4.  2.Что н.. говорите об этом3 смысле, но, в сущности, он есть н.. что иное, как уменье пользоваться обстоятельствами и распол..гать2 их в свою пользу. 3.Значит, практический смысл может вести человека к прямой и честной деятельн..сти только тогда, когда обстоятельства распол..гаются сообразно с здравой логикой и, следовательно, с естестве…ыми требованиями человеческой нравственности2. 4.Но там, где все завис..т от грубой силы, где (не)разумная прихоть (не)скольких Диких или суеверное упрямство2 какой-нибудь Кабановой разрушает самые верные логические расчеты и нагло пр..зирает самые первые основания взаимных прав, там уменье пользоваться обстоятельствами, очевидно, пр..вращается2 в уменье пр..меняться к прихотям самодуров и подделываться2 под все их нелепости, что(бы) и себе проложить дорожку к их выгодному положению. 5.Подхалюзины и Чичиковы — вот сильные практические характеры «темного царства»: других не развивается2 между людьми чисто практического2 закала под влиянием господства Диких.  6.Самое лучш..е, о чем можно м..чтать для этих практиков, это уподобление Штольцу, то есть уменье обделывать кругленько свои делишки без подлостей; но общественный живой деятель из них не явится. 7.Не больше надежд можно полагать и на характеры пат..тические, живущие2 минутою и вспышкою. 8.Их порывы случайны и кратковременные2 их практическое значение определяется2 удачей. 9.Пока все идет согласно их надеждам, они бодры, предпр..имчивы; как скоро противодействие сильно, они падают духом, охладевают, отступаются от дела и огр..ничиваются бе..плодными, хотя и громкими, воскл..цаниями2. (Добролюбов Н.А. «Луч света в темном царстве»)

Задания

1.Выпишите слова с пропущенными буквами , обозначьте орфограммы.

2. Выполните задания.

3. Составьте план.

4. Выпишите  10 словосочетаний и укажите вид подчинительной связи.

5. Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: « В чем, по мнению Добролюбова, заключается практический смысл?»

Скачать (36.4 Kb) 06.10.2013, 15:08

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 593