Cайт Скавронской Ольги Александровны

Каталог файлов

Методичка (часть С) часть 2

3. Как выявить позицию автора?

Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора — это ответ на вопрос,   

поставленный в тексте.

Для того чтобы выявить позицию автора, надо  ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»

    4. Как может быть выражена авторская позиция?

1. В названии текста, в подборе фактов, отборе жизненного материала.

2. С помощью риторических вопросов, восклицаний, оценочной лексики, лексических повторов, порядка слов, вводных слов.

5. Где в исходном тексте может быть изложена авторская позиция?

1. В  заглавии текста.

2. В первом абзаце текста.

3. В основной части, чаще всего в первом или последнем ее абзаце.

4. В последнем абзаце или предложении.

5. Может проявиться в композиции текста.

 

Чтобы рассказать о позиции автора, вы можете использовать следующие конструкции.

Позиция автора такова…

Автор считает, что…

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

Автор убеждает нас в том, что…

В тексте доказывается мысль о том, что…

Основная мысль текста заключается в том, что..

Автор может

 

эмоционально воздействовать на читателя

раскрывать сущность поставленных проблем

точно формулировать мысль

формировать положительное или отрицательное отношение читателя к проблеме

ставить ряд нравственных вопросов

помочь читателю увидеть традиционную проблему по-новому

писать интересно и ново о старых проблемах

быть строгим судьей негативным явлениям нашей жизни

заставить читателя самого решать сложные жизненные вопросы

приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни

иронически (возмущенно, восхищенно и т.д.) повествовать о героях и событиях

использовать ряд убедительных аргументов

заставить переоценить отношение к

представить истинную картину происходящего

показывать образец поведения, отношения к жизни

побуждать искать истину

говорить с тревогой о наболевших проблемах

призывать читателя к

обращаться к традициям русской жизни

выражать мнение большинства

Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседниками.

Аргументация – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса.

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос: «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…»

Аргументы надо приводить в системе. (Рекомендуют располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала). Последний аргумент фиксируется в памяти лучше!

 

Аргументы должны доказывать заявленную точку зрения.

Аргументы должны быть развернутыми и убедительными.

Аргументы не должны быть противоречивы.

Аргументов должно быть достаточно для вывода тезиса (два в сочинении на ЕГЭ).

 

Типы аргументов.

Чаще всего используются следующие аргументы:

     Факты и события.

     Ссылки на авторитетных людей, цитаты из    их трудов и произведений.

     Пословицы и поговорки.

     Примеры из личной жизни и жизни окружающих.

     Примеры из художественной литературы.

 

Логические аргументы

Рассуждение с дефиницией (уточнение какого-либо понятия).

Нередко считают, что культурный человек – это тот, кто много читал, получил хорошее образование, знает несколько языков. Между тем можно обладать всем этим и не быть культурным. Та крестьянская семья на Севере, которая запомнилась мне на всю жизнь, обладала подлинной культурой, потому что прежде всего обладала способностью к пониманию других, терпимо относилась к миру и к людям.

Силлогизм  (из двух суждений следует третье суждение).

Каждый патриот испытывает чувство любви к своей стране. Любая страна – это множество больших и малых городов, сел, деревень. А значит, любовь к своему дому, к улице, где живут наши соседи и друзья, к родному городу – это и есть то чувство, с которого начинается патриотизм – любовь к своему отечеству.

Аналогия (свойства одного объекта переносятся на другой объект того же класса).

Иной раз, выбрав неверную дорогу, человек может заблудиться или даже погибнуть в лесной чаще, не найдя правильного пути. Не меньшую опасность таит в себе ошибка при выборе профессии: можно бесцельно потратить всю жизнь, занимаясь нелюбимым делом, не найдя достойного применения своим способностям.

 

Чувственные аргументы

Аргументы к обещанию (указание на что-либо желательное, оцениваемое как хорошее; общечеловеческие ценности - вежливость, сострадание, патриотизм, честь, благородство).

Аргументы к угрозе (указывают на что-либо нежелательное, оцениваемое как плохое; социальные и нравственные пороки -  расизм, коррупция, жестокость, подлость, предательство).

 


 

 

Скачать (244.5 Kb) 13.10.2011, 16:33

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 593