Cайт Скавронской Ольги Александровны

Каталог файлов

Методичка (часть С) часть 3

Аргументы из художественной литературы.

 

проблема

автор, название произведения

1

проблема несправедливости социального устройства общества

Н.В.Гоголь «Шинель», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», «Бедные люди», Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо..»

2

проблема нравственной стойкости  человека

М.Шолохов «Судьба человека», А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича», В.Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана»

3

проблема духовной  свободы личности

А.П.Чехов «Палата №6», А.И.Солженицын «Один день..», М.Булгаков «Мастер и Маргарита», Б.Пастернак «Доктор Живаго»

4

проблема ответственности человека за реализацию своих способностей

А.П.Чехов «Ионыч», «Три сестры», И.А.Бунин «Грамматика любви», М.Е.Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»

5

проблема сохранения чувства собственного достоинства

А.С.Пушкин «Дубровский», А.Островский «Гроза», Ф.М.Достоевский «Униженные и оскорбленные», А.П.Чехов «Смерть чиновника»

6

проблема нравственного выбора

А.С.Пушкин «Капитанская дочка», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», Л.Н.Толстой «Война и мир», А.И.Солженицын «Один день..», В.Распутин «Живи и помни»

7

проблема милосердия

А.П.Чехов «Тоска», В.П.Астафьев «И милосердия!», «Тоска по вальсу», А.И.Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»

8

проблема любви и благодарности

А.С.Пушкин «Станционный смотритель», И.А.Бунин  «Темные аллеи», «Холодная осень»,

9

проблема отцов и детей

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», И.С.Тургенев «Отцы и дети», Л.Н.Толстой «Война и мир»,  В.Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана»,

10

проблема духовной  ограниченности

А.П.Чехов «Крыжовник», «Человек в футляре», И.А.Бунин «Гранатовый браслет», «Олеся», Л.Н.Толстой «Война и мир»

11

проблема образования и воспитания

Фонвизин «Недоросль», А.С.Грибоедов «Горе от ума», А.Алексин «Безумная Евдокия»

12

проблема формирования характера, становления личности

А.С.Пушкин «капитанская дочка»,  М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы», Л.Н.Толстой «Война и мир», В.П.Астафьев «Кража»

13

проблема чинопочитания и угодничества

Н.В.Гоголь «Ревизор», А.П.Чехов «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»

14

проблема истинной и ложной красоты

Андерсен «Гадкий утенок», Л.Н.Толстой «Война и мир»

15

проблема назначения подлинного искусства

А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери», Андерсен «Соловей», И.С.Тургенев «Певцы», М.Булгаков «Мастер и Маргарита»

16

проблема взаимоотношений природы и человека

А.П.чехов «Степь», И.А.Бунин «Антоновские яблоки», В.Распутин «Прощание с Матерой», В.П.Астафьев «Царь-рыба»

17

проблема влияния красоты природы на внутренний мир человека

И.С.Тургенев «Бежин луг», В.П.Астафьев «Зачем я убил коростеля?»

18

проблема роли красоты в жизни человека

А.П.Чехов «Вишневый сад», В.П.Астафьев «Как лечили богиню»,

19

проблема любви к родине

В.Набоков «Машенька», М.Шолохов «Судьба человека», В.П.Астафьев «Прокляты и убиты», В.Корнилов «Генерал и его армия»

20

проблема поведения человека в экстремальной ситуации

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник», Д.Лондон «Любовь к жизни», Б.Васильев «А зори здесь тихие», Ю.Коротков « 9 рота»

21

проблема влияния научно-технического прогресса на духовное развитие человека

Е.Замятин «Мы», Р.Брэдбери «Вельд», В.Распутин «Прощание с Матерой»

22

проблема героизма в мирное время

А.Кузнецова «Честное комсомольское», А.Берсенева «Капитанские дети»

23

проблема развития и сохранения русского языка

И.С.Тургенев «Русский язык», Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

24

проблема семьи и семейного счастья

Л.Н.Толстой «Семейное счастье», «Война и мир», А.П.Чехов «Три года», В.Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана»

 

 

Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции?

1. С помощью слов и словосочетаний

обратимся к факту, научным данным

достаточно привести такой пример

это можно доказать следующим образом

стоит обратиться к

приведу еще один пример

докажем важность данной проблемы с помощью

в этом легко убедиться, обратившись к

вспомним о

вот отчего

2. С помощью вводных слов и словосочетаний

во-первых, во-вторых

например

допустим

по свидетельствам кого-либо

по утверждению кого-либо

3. С помощью придаточной части сложноподчиненного предложения

так как

потому что

 оттого что

ибо

 благодаря тому что

 

Контрольная работа № 2.

Задание 1. Подберите к указанным тезисам 2 аргумента «за» и 2 аргумента «против».

 

1. Интернет – одно из самых вредных явлений нашего времени.

2. Милосердие в наше время умирает.

3. С хамством невозможно бороться.

4. Хорошо, когда ты единственный ребенок в семье.

5. Театр – умирающий вид искусства.

 

Задание 2.

Назовите имена (2-3)  всемирно известных людей. Это должны быть ученые, философы, спортсмены, актеры, врачи,  монархи, президенты.

 

Задание 3.

Укажите произведение художественной литературы 19-20 в.в., которое можно привести в качестве аргумента к тезису:

1) красота спасет мир

2) в человеке должно быть все прекрасно

3) нельзя чуть-чуть предать, разлюбить, изменить..

4) друг – это тот, кто входит в нашу дверь, когда весь мир отвернулся от нас

5) человек должен осознавать свою ответственность за все живое на земле

6) самая большая ценность народа  - его язык

7) талант доброты необходимо воспитывать в человеке с детства

8) уверенность в себе, в своих силах – это не врожденное качество, а умение преодолеть свои комплексы и страхи

9) люди существуют друг для друга

10) чем сложнее жизнь, тем она интереснее

 

Задание 4.

В предложенных фрагментах текстов определите тезис, аргументы, вывод (укажите номера предложений).

 

Фрагмент 1.

(1) Там, где есть культ личности, научная мысль вынуждена отступить перед слепой верой, творчество перед догмой, общественное мнение перед произволом. (2) Культ порождает иерархию служителей культа – божеству нужны святители и угодники. (3) Культ несовместим с критикой: здоровая критика легко превращается в ересь и кощунство. (4) Культ антинароден по самому своему существу – он принижает народ и заставляет рассматривать как дар свыше то, что полностью оплачено трудом и кровью народа. (5) Даже культовое обожествление Народа с большой буквы имеет свою оборотную сторону: оно принижает отдельного человека, лишает его свободы.

                                                                                               (А.Крон)

Фрагмент 2.

(1)Домашнее чтение вслух очень сближает. (2)Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечёт за собой обмен мыслями. (3)Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом. 

      (4)Когда я смотрю на книги, что стоят у нас на полках, я могу их мысленно разделить на несколько отделов: настоящие фолианты, сочинения классиков, современные книги, справочники, словари, учебники и так далее.(5) Но я могу мысленно собрать вместе на особую полку книги, которые мы читали вместе и вслух. (6)Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие.

(7)Советую вам, прошу вас, уговариваю – попробуйте! (8) Попробуйте читать дома вместе и вслух! (9) Было же что- то такое в совместном домашнем чтении, если о нём с волнением и благодарностью вспоминают люди разных поколений. (10)Когда книгу читает вслух кто-нибудь дома, то, что происходит на каждой её странице, отражается на лицах всех, кто собрался за столом.  (11)Все чувства усиливаются и обостряются. (12)А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая её теперь своим близким, испытывает радость, приобщая других слушателей к тому, что ему дорого, делясь тем, что принадлежало только ему и чем он теперь одаривает других.

(13) Словом, попробуйте читать книгу вслух вместе со своими близкими, и я надеюсь, нет, я уверен: вы не пожалеете об этом.

 

                                                                                                                     (С.Львов)

Фрагмент 3.

(1) Начало Первой мировой войны было воспринято Буниным как катастрофа. (2) В этом он видел последний акт мировой трагедии, то есть завершение вырождения европейцев и гибель механической, безбожной и противоестественной цивилизации нового времени, конец которой он давно уже пророчил. (3) В то время как другие интеллигенты были захвачены волной патриотизма, Бунин  чувствовал здесь нечто апокалипсическое  - начало новой жуткой эпохи. (4) «В мире происходит огромное событие, которое опрокинуло и опрокидывает все понятия о настоящей жизни», - заявил он в интервью «Биржевым ведомостям» 12 апреля 1916 года.

                                                                                                       (Ю.Мальцев)

Задание 5.

Среди перечисленных аргументов найдите несостоятельные к заявленной авторской позиции: без сильной фундаментальной науки не может быть сильной России (укажите номер предложения).

1.Новое поколение ученых создаст собственную фундаментальную науку, никак не связанную с предшествующей.

2.Со временем станут неразрешимыми многие проблемы: экономические, социальные, военные и др.

3.Без фундаментальной науки у нас не будет новых технологий.

4.Необходимо как можно больше открывать высших учебных заведений.

5.Каждый может спасти будущее фундаментальной науки.

6.Без свежих фундаментальных идей через несколько лет Россия опустится до уровня слаборазвитых стран.

7.Могущество страны во всем зависит от развития фундаментальной науки.

8.Будущее фундаментальной науки катастрофично, потому что прервется связь поколений ученых.

 

                  


Скачать (244.5 Kb) 13.10.2011, 16:37

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 593