3. Как выявить позицию автора?
Если проблема
текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора — это ответ на вопрос,
поставленный
в тексте.
Для того чтобы
выявить позицию автора, надо ответить на
следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?»,
«Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»
4. Как может быть выражена авторская
позиция?
1. В названии текста, в подборе фактов, отборе жизненного материала.
2. С помощью риторических вопросов, восклицаний, оценочной лексики,
лексических повторов, порядка слов, вводных слов.
5. Где в исходном тексте может
быть изложена авторская позиция?
1. В заглавии текста.
2. В первом абзаце текста.
3. В основной части, чаще всего в первом или последнем ее абзаце.
4. В последнем абзаце или предложении.
5. Может проявиться в композиции текста.
Чтобы рассказать о позиции автора, вы можете использовать следующие
конструкции.
Позиция автора такова…
Автор считает, что…
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
Автор убеждает нас в том, что…
В тексте доказывается мысль о том, что…
Основная мысль текста заключается в том, что..
Автор может
эмоционально
воздействовать на читателя
|
раскрывать
сущность поставленных проблем
|
точно
формулировать мысль
|
формировать
положительное или отрицательное отношение читателя к проблеме
|
ставить
ряд нравственных вопросов
|
помочь
читателю увидеть традиционную проблему по-новому
|
писать
интересно и ново о старых проблемах
|
быть
строгим судьей негативным явлениям нашей жизни
|
заставить
читателя самого решать сложные жизненные вопросы
|
приглашать
к разговору о непростых проблемах нашей жизни
|
иронически
(возмущенно, восхищенно и т.д.) повествовать о героях и событиях
|
использовать
ряд убедительных аргументов
|
заставить
переоценить отношение к
|
представить
истинную картину происходящего
|
показывать
образец поведения, отношения к жизни
|
побуждать
искать истину
|
говорить
с тревогой о наболевших проблемах
|
призывать
читателя к
|
обращаться
к традициям русской жизни
|
выражать
мнение большинства
|
Аргументация – это приведение
доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед
слушателями (читателями) или собеседниками.
Аргументация – это доказательства, приводимые
в поддержку тезиса.
От тезиса к аргументам можно поставить
вопрос: «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…»
Аргументы надо приводить в системе. (Рекомендуют располагать аргументы таким
образом, чтобы их доказательная сила возрастала). Последний аргумент
фиксируется в памяти лучше!
Аргументы должны доказывать заявленную точку
зрения.
Аргументы должны быть развернутыми и
убедительными.
Аргументы не должны быть противоречивы.
Аргументов должно быть достаточно для вывода
тезиса (два в сочинении на ЕГЭ).
Типы
аргументов.
Чаще всего
используются следующие аргументы:
Факты
и события.
Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений.
Пословицы и поговорки.
Примеры из личной жизни и жизни окружающих.
Примеры из художественной литературы.
Логические аргументы
|
Рассуждение с дефиницией (уточнение какого-либо понятия).
Нередко считают, что культурный человек –
это тот, кто много читал, получил хорошее образование, знает несколько
языков. Между тем можно обладать всем этим и не быть культурным. Та
крестьянская семья на Севере, которая запомнилась мне на всю жизнь, обладала
подлинной культурой, потому что прежде всего обладала способностью к
пониманию других, терпимо относилась к миру и к людям.
|
Силлогизм (из двух суждений
следует третье суждение).
Каждый патриот испытывает чувство любви к
своей стране. Любая страна – это множество больших и малых городов, сел,
деревень. А значит, любовь к своему дому, к улице, где живут наши соседи и
друзья, к родному городу – это и есть то чувство, с которого начинается
патриотизм – любовь к своему отечеству.
|
Аналогия (свойства одного объекта переносятся на другой объект того
же класса).
Иной раз, выбрав неверную дорогу, человек
может заблудиться или даже погибнуть в лесной чаще, не найдя правильного
пути. Не меньшую опасность таит в себе ошибка при выборе профессии: можно
бесцельно потратить всю жизнь, занимаясь нелюбимым делом, не найдя достойного
применения своим способностям.
|
Чувственные аргументы
|
Аргументы к обещанию (указание на что-либо желательное,
оцениваемое как хорошее; общечеловеческие ценности - вежливость, сострадание,
патриотизм, честь, благородство).
|
Аргументы к угрозе (указывают на что-либо нежелательное,
оцениваемое как плохое; социальные и нравственные пороки - расизм, коррупция, жестокость, подлость,
предательство).
|
|